Идеальной лодки вообще — на все случаи жизни — не бывает!

with Комментариев нет

АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ — ИНЖЕНЕР-КОРАБЛЕ- СТРОИТЕЛЬ С БОЛЬШИМ ОПЫТОМ, ОРГАНИЗА – ТОР
И УЧАСТНИК ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ЯХТЕННЫХ ПОХОДОВ, АВТОР КНИГИ «МАЛЫЕ МОТОРНЫЕ ЯХТЫ ДЛЯ БОЛЬШИХ ПЛАВАНИЙ», ТРЕТЬЕ ИЗДАНИЕ КОТОРОЙ ВЫШЛО ИЗ ПЕЧАТИ. ПОМИМО ВСЕГО, ОН ПРОСТО ИНТЕРЕСНЫЙ СОБЕСЕДНИК, В РАЗГОВОРЕ С КОТОРЫМ МЫ ЗАТРОНУЛИ НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ ЯХТЕННОГО БИЗНЕСА ТЕМЫ.


Расскажите, пожалуйста, о себе: насколько знаю, у вас серьезная подготовка по яхтенной части.

В судостроении — страшно подумать! — я больше 55 лет. Сначала судомеханический техникум, потом Кораблестроительный институт, школа комсостава флота… Работал мастером участка, конструктором, капитаном-испытателем, инспектором по приемке судов в Финляндии. Последние 10 лет до перестройки был главным конструктором ЦКБ «Нептун», где мы создавали небольшие суда на воздушной подушке и я сам проводил государственные и ресурсные испытания. Работа была творческая и в чем-то даже авантюрная: интересные проекты, кураж, желание работать. И мы с оптимизмом смотрели в будущее…

A как вы пришли к мысли заняться продажей лодок?

Никогда не думал, что буду продавать яхты… Когда в начале 90-х все начало рушиться: заводы, конструкторские бюро, оборонка и т. д., — пришлось искать новое занятие. Но я не ограничивался продажей яхт: параллельно строил по своим техническим заданиям яхты в Нидерландах, занимался модернизацией судов, консультировал строителей яхт и заказчиков, участвовал в различных переходах, писал статьи, книги.

Я общаюсь с разными людьми, и складывается впечатление, что сегодня можно успешно продавать лодки, не очень в них разбираясь…

Среди продавцов лодок немало профессионалов, но требовать от каждого глубоких знаний теории корабля, конструкции и устройств судна, наверное, неправомерно. Хотя понимать основы они обязаны, как и уметь провести сравнительный анализ различных типов и моделей судов. Чтобы предложить заказчику то судно, которое ему действительно нужно — по совокупности характеристик, а не по числу гальюнов и цвету мебели.Многие относительно молодые продавцы или, как они себя называют, продажники — отвратительный неологизм! — больше психологи, чем эксперты по лодкам; их учат любым способом продать свою продукцию и огульно критиковать конкурентов. И ведь они продают то, что им нужно продать. И часто покупатель уже потом понимает, что приобрел не ту лодку.

Теперь о книге. Что вас побудило к ее написанию, на какого читателя она рассчитана?

Эту книгу — ее первое издание вышло в 2007 году — я писал в соавторстве с коллегой, инженером-кораблестроителем Вадимом Ткачевым. Его светлой памяти посвящается дополненное и доработанное третье издание этого года.Побудило написать книгу желание просветить будущего владельца яхты, дать ему инструмент, позволяющий начать разбираться, какая лодка для чего есть. Книга, в которой мы затронули философию и тактику плаваний на яхтах длиной 30-50 футов, адресована тем, кто хочет ходить на лодках, и ходить далеко. Она знакомит с разными типами моторных яхт, с их конструктивными особенностями и оборудованием, с основами теории корабля и гидромеханики. В ней даны рекомендации по выбору яхт применительно к различным условиям плавания, приведены описания дальних походов на яхтах и многое другое. Полагаю, книга поможет романтикам, стремящимся к новым горизонтам, понять, какая лодка им для этого понадобится. Она будет полезна и продавцам яхт, и людям, которые только начали приобщаться к яхтингу. А уровень читателя может быть любой: не обязательно глубоко вникать в формулы — есть наглядные графики и таблицы, есть простые описания, есть анализ и выводы. Книга рассчитана на читателя без специальной подготовки, но читать внимательно он должен уметь.

В книге немало места уделено лодкам Elling. Почему в свое время ваш выбор пал именно на этот бренд?

Когда в начале 90-х я занялся лодочным бизнесом, то начал штучно строить быстроходные катера, завозил через Финляндию и Эстонию лодки из США и Европы, потом стал дилером Bayliner, Maxum и Meridian Yacht… А с яхтами Elling познакомился на выставке в Гамбурге в 2005 году; основательно изучил, поговорил с владельцами, немецким дилером, верфью, внес залог и заказал лодку. Получил ее и спустя год стал эксклюзивным дилером в Украине и России. Чем больше я сближался с яхтами Elling, тем меньше хотелось заниматься прочими брендами: другой заказчик, другая философия, совершенно иной уровень. Не буду расхваливать здесь яхты Elling — я это умею делать хорошо. Скажу только, что постепенно отошел от других брендов и последние почти 15 лет занимаюсь исключительно яхтами Elling.

Вы влияете на появление новых моделей Elling, на что-либо в их дизайне и конструкции?

Конечно, мы тесно сотрудничаем с верфью, и у нас полное взаимопонимание. По моей инициативе в конструкцию яхт Elling E3 и Elling E4 внесено много изменений, включая энергетику судна. Без ложной скромности могу сказать, что появлению флагманского Elling E6 во многом способствовала наша помощь в организации дополнительного финансирования верфи и наше «занудство» относительно того, что эту лодку надо строить.У нас есть сертификат верфи о признании компании «Адвентор Яхтс» лучшим торговым партнером и эксклюзивным дилером яхт Elling среди дилеров Европы, Америки и Азии. Там отмечена не только продажа судов, но и вклад в их техническое совершенствование, организацию неординарных переходов.

Выходит, ваша компания монобрендовая. Не опасно ли, как говорят, все яйца держать в одной корзине?

Честно, первое время было страшно. Теперь нет. «Адвентор Яхтс» — официальный эксклюзивный дилер яхт Elling в Украине и России. В верфь и бренд вложено много сил и средств, лодки востребованы, да и мой возраст позво- ляет уже не бояться.

Помню удачный маркетинговый ход: три лодки Elling пересекли Атлантику. Как вы готовились к плаванию, и какова была степень риска?

Об этом походе много писала мировая пресса. Инициатором выступила «Адвентор Яхтс», и половину затрат мы взяли на себя. Верфь нас поддержала и технически хорошо подготовила переход. Планировались две яхты Elling E4: с европейским и российским экипажами. Незадолго до похода европейцы куда-то делись, а россиян набралось три экипажа. Капитаном одной лодки стал я, капитаном второй — директор и совладелец верфи Антон ван ден Бос (кстати, не толь- ко хороший инженер и организатор производства, но и прекрасный шкипер), третьей командовал тоже россиянин. Итого восемь русских и один голландец.Маршрут протяженностью около 2600 миль мы прошли за 15 суток и 6 часов. Смысл похода — никогда еще моторные яхты переходного режима движения длиной до 50 футов не пересекали Атлантику в автономном плавании. Также была подтверждена незаурядная мореходность и надежность яхт Elling в достаточно сложных ветро-волновых условиях.

Ну а риск…

Существовала небольшая вероятность потерять лодку в непредвиденных обстоятельствах, но риск был минимальным: все-таки три лодки, подготовленные капитаны, спасательные средства…

Рабочий момент теста на самовосстановление, успешно проведенного на верфи Elling Yachts (Нидерланды, 2014 г.)
Рабочий момент теста
на самовосстановление, успешно проведенного на верфи Elling Yachts (Нидерланды, 2014 г.)

Позднее бренд Elling снова отличился: я имею в виду тест-переворот с возвращением лодки на ровный киль. Планируе- те еще чем-то удивить публику?

Важно уточнить, что такой тест проходят только спасательные суда и специальные ка- тера, но не яхты. Все по-честному, свидетелями были сотни людей. А в будущем… Хотим совершить кругосветку на двух яхтах Elling E6. Клич в прессе брошен, и если будут две лодки, владельцы которых захотят в такое плавание, верфь максимально поспособствует про- ведению этой акции. А я, если позволит здоровье, с удовольствием пойду капитаном или помощником на каких- то участках маршрута.


2008 г. Три яхты Elling E4 на маршруте из Европы в Америку. Первый в истории снимок, сделанный с дрона?..

Можно ли считать установившимся трендом растущий интерес публики к относительно небыстрым лодкам?

Если говорить о украинских и российских заказчиках, то, да. Некоторое время назад, до взрыва, я был в Бейруте, хотел там организовать представительство. В тамошнем немаленьком яхт-клубе стояло 70-80% лодок Princess, а водоизмещающих почти нет. Знаю, что в Германии и Нидерландах предпочитают лодки водоизмещающие или переходного режима. Если говорить о продажах, то лодки переходного режима в Европе, Украине и России довольно востребованы, а спрос на стальные водоизмещающие яхты несколько снижается. Их строят в основном в Нидерландах, и количество этих верфей за последние 5 лет сократилось на 30-40%.

А что вы скажете относительно стремления молодых людей не поку- пать лодки, но брать их в чартер?

Сейчас это вообще модно у моло- дых — арендовать, брать в прокат. И это хорошо: например, чартер — это приобщение к яхтингу без больших на- чальных затрат. Яхтинг становится бо- лее доступным и массовым. Но при этом чартер не отменяет желание многих уже не совсем молодых людей иметь свое жилье, свою яхту, которую они, возможно, тоже рассматривают как временное жилье; иметь по тому образу и подобию, который им нравится, иметь то, что принадлежит только им. Так что одно другого не исключает.


Нынешний флагман линейки моторная яхта Elling E6 в море во время теста

Каким, на ваш взгляд, набором качеств должна обладать «идеальная лодка»?

Простая истина: лодка должна быть прочной, мореходной, остойчивой и непотопляемой, экономичной, ком- фортабельной, эргономичной и безопасной и т. д., и т. п., причем одни требования противоречат другим. Но идеальной лодки вообще: на все случаи жизни — не бывает. Только тщательный анализ предполагаемой модели использования судна позволяет выбрать наиболее подходящую лодку для каждого конкретного владельца. И об этом тоже говорится в нашей книге.

Текст Зарий Черняк Фото Elling Yachts, Иван Голубев (впервые интервью опубликовано в журнале Motor Boat & Yachting Russia)